Автопром Казахстана: миллиарды на конвейере, где отвертка — главный герой

Депутат Мажилиса Мархабат Жайымбетов раскритиковал отечественный автопром за неэффективные методы сборки и несоответствие производственных показателей установленным требованиям. Он предложил законодательно закрепить понятие мелкоузловой сборки и усилить контроль за соблюдением условий промышленной сборки для устранения нечестной конкуренции.
Автопром Казахстана: миллиарды на конвейере, где отвертка — главный герой

Критика отечественного автопрома: депутат поднимает важные вопросы

Депутат Мажилиса Мархабат Жайымбетов выступил с резкой критикой в адрес казахстанского автопрома. В своем депзапросе он акцентировал внимание на том, что автомобильные предприятия получают значительные налоговые и таможенные льготы, что должно способствовать развитию отрасли.

Поддержка автопрома и ее последствия

По словам депутата, государство активно поддерживает развитие автопрома, что создает новые рабочие места и способствует внедрению зарубежных технологий. Однако, как отметил Жайымбетов, первоначальные условия, установленные для производителей, уже не соответствуют современным требованиям.

"Вся страна поддерживает развитие автопрома, и это верный шаг. Ведь эта сфера создает новые рабочие места, способствует освоению зарубежных технологий и стимулирует индустриальное развитие. На первоначальном этапе государство устанавливало облегченные требования, чтобы заложить основу производства: инвестиции в размере всего 2 миллиардов тенге, выпуск 25 тысяч автомобилей в год, мелкоузловая сборка одной модели. В народе это называют 'отверточным методом'," - сказал депутат на пленарном заседании Мажилиса.

Изменения в требованиях к производителям

С 2021 года требования к производителям ужесточились. Теперь они должны инвестировать не менее 70 миллиардов тенге и выпускать как минимум две модели методом мелкоузловой сборки, достигая локализации в 50 процентов к 2027 году. Однако, как отметил депутат, не все компании соблюдают эти условия.

Нечестная конкуренция и производственные показатели

Жайымбетов подчеркнул, что крупные игроки продолжают работать по старым условиям, что создает нечестную конкуренцию и препятствует привлечению новых инвесторов. Фактические производственные показатели также вызывают вопросы: в 2023 году было выпущено всего 13 тысяч автомобилей, а за 10 месяцев 2024 года - 17 тысяч.

"Более 90 процентов автомобилей по-прежнему собираются по крупноузловому методу, то есть фактически это разборка и сборка готовых авто. Несмотря на это, такая продукция официально признается 'отечественной' и получает полноценную государственную поддержку. В результате на автомобили, собранные 'одной отверткой', из бюджета выделяются миллиарды," - заявил Жайымбетов.

Несоответствия в статистике и правовое регулирование

Депутат также привел данные о несоответствии во внешнеторговой статистике. В 2024 году Казахстан, по своей отчетности, импортировал кузовов из Китая на 424 миллиона долларов, тогда как, по данным Китая, - только на 6 миллионов долларов.

"На деле готовые автомобили ввозятся как 'полуфабрикаты', освобождаются от налогов, перерегистрируются с новым VIN-кодом и не отражаются как полноценный импорт. Еще одна проблема - слабое правовое регулирование. В настоящее время взаимодействие между государством и производителями строится на основе гражданско-правовых соглашений, которые невозможно полноценно контролировать," - отметил депутат.

Предложения по улучшению ситуации

Чтобы изменить ситуацию, Жайымбетов предлагает:

  • Законодательно закрепить понятие мелкоузловой сборки как обязательное условие для получения государственной поддержки.
  • Пересмотреть существующие соглашения о промышленной сборке с позиций справедливости и единых требований для всех производителей.
  • Рассмотреть вопрос о наделении Министерства индустрии и строительства полномочиями по государственному контролю за соблюдением условий промышленной сборки.

"В связи с явными расхождениями в таможенной статистике по импорту кузовов необходимо также провести специальную межведомственную проверку и принять меры по предотвращению возможных нарушений и уклонений от налогов," - заключил спикер.

В мае текущего года мы писали о том, что первый автобренд Казахстана - LAF - появился еще в 90-х годах.

Читайте также: Какая модель авто самая продаваемая в Казахстане.

Еще больше интересных автоновостей смотрите в нашем Instagram и TikTok.

Поделиться:
Популярные новости