Автопром Казахстана: миллиарды на конвейере, где отвертка — главный герой

Критика отечественного автопрома: депутат поднимает важные вопросы
Депутат Мажилиса Мархабат Жайымбетов выступил с резкой критикой в адрес казахстанского автопрома. В своем депзапросе он акцентировал внимание на том, что автомобильные предприятия получают значительные налоговые и таможенные льготы, что должно способствовать развитию отрасли.
Поддержка автопрома и ее последствия
По словам депутата, государство активно поддерживает развитие автопрома, что создает новые рабочие места и способствует внедрению зарубежных технологий. Однако, как отметил Жайымбетов, первоначальные условия, установленные для производителей, уже не соответствуют современным требованиям.
"Вся страна поддерживает развитие автопрома, и это верный шаг. Ведь эта сфера создает новые рабочие места, способствует освоению зарубежных технологий и стимулирует индустриальное развитие. На первоначальном этапе государство устанавливало облегченные требования, чтобы заложить основу производства: инвестиции в размере всего 2 миллиардов тенге, выпуск 25 тысяч автомобилей в год, мелкоузловая сборка одной модели. В народе это называют 'отверточным методом'," - сказал депутат на пленарном заседании Мажилиса.
Изменения в требованиях к производителям
С 2021 года требования к производителям ужесточились. Теперь они должны инвестировать не менее 70 миллиардов тенге и выпускать как минимум две модели методом мелкоузловой сборки, достигая локализации в 50 процентов к 2027 году. Однако, как отметил депутат, не все компании соблюдают эти условия.
Нечестная конкуренция и производственные показатели
Жайымбетов подчеркнул, что крупные игроки продолжают работать по старым условиям, что создает нечестную конкуренцию и препятствует привлечению новых инвесторов. Фактические производственные показатели также вызывают вопросы: в 2023 году было выпущено всего 13 тысяч автомобилей, а за 10 месяцев 2024 года - 17 тысяч.
"Более 90 процентов автомобилей по-прежнему собираются по крупноузловому методу, то есть фактически это разборка и сборка готовых авто. Несмотря на это, такая продукция официально признается 'отечественной' и получает полноценную государственную поддержку. В результате на автомобили, собранные 'одной отверткой', из бюджета выделяются миллиарды," - заявил Жайымбетов.
Несоответствия в статистике и правовое регулирование
Депутат также привел данные о несоответствии во внешнеторговой статистике. В 2024 году Казахстан, по своей отчетности, импортировал кузовов из Китая на 424 миллиона долларов, тогда как, по данным Китая, - только на 6 миллионов долларов.
"На деле готовые автомобили ввозятся как 'полуфабрикаты', освобождаются от налогов, перерегистрируются с новым VIN-кодом и не отражаются как полноценный импорт. Еще одна проблема - слабое правовое регулирование. В настоящее время взаимодействие между государством и производителями строится на основе гражданско-правовых соглашений, которые невозможно полноценно контролировать," - отметил депутат.
Предложения по улучшению ситуации
Чтобы изменить ситуацию, Жайымбетов предлагает:
- Законодательно закрепить понятие мелкоузловой сборки как обязательное условие для получения государственной поддержки.
- Пересмотреть существующие соглашения о промышленной сборке с позиций справедливости и единых требований для всех производителей.
- Рассмотреть вопрос о наделении Министерства индустрии и строительства полномочиями по государственному контролю за соблюдением условий промышленной сборки.
"В связи с явными расхождениями в таможенной статистике по импорту кузовов необходимо также провести специальную межведомственную проверку и принять меры по предотвращению возможных нарушений и уклонений от налогов," - заключил спикер.
В мае текущего года мы писали о том, что первый автобренд Казахстана - LAF - появился еще в 90-х годах.
Читайте также: Какая модель авто самая продаваемая в Казахстане.
Еще больше интересных автоновостей смотрите в нашем Instagram и TikTok.
-
Кто должен производить авансовые платежи по КПН в 2025 годуВчера, 17:06 15
-
Трагедия в Актобе: взрыв в многоэтажке унес жизнь человека4-06-2025, 20:12 30
-
Шокирующие детали захвата заложников в Актобе: судебные откровения26-05-2025, 17:12 26
-
Авиакатастрофа и скандал в НИШ: Главные события Казахстана сегодня27-05-2025, 21:06 22